false 57824 entry Литература https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html Нет уже ни Белинкова, ни Карабчиевского - никто не напишет о Булгакове книгу, подобную "Сдаче и гибели советского интеллигента" или "Воскрешению Маяковского". И я не напишу. Потому что такие книги пишет оскорбленная любовь, а я люблю и почитаю Булгакова, хотя и не разделяю всеобщего пристрастия именно к "Мастеру и Маргарите". Нет слов, книга великая - замечательно талантливая и глубокая. И все же это - компромисс, попытка договориться с отвратительной, людоедской властью, хоть как-то "образить" ее чудовищный лик (так "тупейный художник" у Лескова дрожащими руками придает человеческое обличье злодею и насильнику графу Каменскому). И ведь почти удалось - и Воланд, и даже Понтий Пилат несомненно притягательны и по-своему красивы. Но это было смертельное усилие, сгубившее художника. Слепота, поразившая Булгакова перед смертью и бывшая одним из проявлений почечной болезни, унесшей его в могилу, символична - "вещие зеницы" закрылись, не в силах взирать на подпавший проклятию мир вокруг него. И потому популярность "Мастера...", дошедшая до включения романа в школьную программу и множества попыток экранизации, кажется мне пугающей. А сколько замечательных художников проиллюстрировало повествование о любви и дьяволе - от Нади Рушевой до братьев Траугот и Геннадия Калиновского!.. Остальные же произведения Булгакова, наделенные не меньшей изобразительной силой, как-то не привлекают внимания иллюстраторов; или это мне так не повезло, и я не видела этих созданий?<br />Книга заместила в сознании читающей публики почти все остальное творчество писателя, состоящее из не менее великих и не пораженных недугом примирения со злом "Белой гвардии", "Жизни господина де Мольера", "Театрального романа", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Записок юного врача", пьес, каждая из которых - бриллиант уникальной огранки, вровень Островскому и Сухово-Кобылину... "Театральный роман" - загадочная книга, в которой точка - смерть рассказчика - стоит в начале, а вся ее подвижная, как поворотный круг, громада держится на вершине, острие - любви к театру. "Белая гвардия" - последняя "семейная сага" русской классической литературы, тонущая, пропадающая в жестокой замяти гражданской войны. "Роковые яйца" - почти щедринский, пророческий гротеск (удивительно мне, что в дни паники по поводу птичьего гриппа так никто и не вспомнил "куриную чуму" из этой повести). И - "Мольер" - по мне, так лучшая книга Булгакова, в которой не попытка договориться с властью - а беспощадно честный рассказ о провале такой попытки; рассказ - ДО того, как автор ее все-таки совершил. Страшное чудо, но - чудо. 2007-04-18 12:49 pm 13 P ggordeeva ggordeeva https://ggordeeva.livejournal.com 120544 P Anonymous anonymous http://anonymous.livejournal.com 2007-04-18 09:17 am (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=120544#t120544 true 1 true 1 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=120544#t120544 120800 P Anonymous anonymous http://anonymous.livejournal.com 2007-04-18 09:27 am (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=120800#t120800 true 1 true 1 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=120800#t120800 121312 P albir albir https://albir.livejournal.com 2007-04-18 12:11 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121312#t121312 false 1 true Больше всего люблю у М.А. - "Театральный роман". "Мольер"... - на всю жизнь телеспектакль А.Эфроса с ЛЮбимовым и Броневым.<br />И насчет Аркадия Белинкова Вы правы. Его книга об Олеше - велика! 1 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121312#t121312 122848 P ggordeeva ggordeeva https://ggordeeva.livejournal.com 2007-04-19 11:41 am (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=122848#t122848 false 1 true Вы посмотрите чуть ниже - там ссылка на электронный вариант книги, может быть, Вам пригодится. А спектакль этот - да, из сокровищницы непреходящих ценностей. 2 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121312#t121312 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=122848#t122848 123104 P albir albir https://albir.livejournal.com 2007-04-19 12:06 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=123104#t123104 false 0 false Спасибо. Заначил! 3 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=122848#t122848 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=123104#t123104 121568 P Anonymous anonymous http://anonymous.livejournal.com 2007-04-18 06:06 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Может кому-нибудь пригодится https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121568#t121568 false 0 false Если кому-нибудь пригодится электронная версия книги Белинкова "Сдача и гибель советского интеллигента" то скачать ее можно здесь http://www.belousenko.com/wr_Belinkov.htm<br />(Пишу, потому что эта книга - редкость. Я ее, увы, до сих пор не достала и не знаю даже переиздавалась ли она с 97 года.) 1 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121568#t121568 121824 P pochep pochep https://pochep.livejournal.com 2007-04-18 06:07 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121824#t121824 false 1 true Галя, а Вы не могли бы пояснить, в чем Вам видится "компромисс, попытка договориться с отвратительной, людоедской властью"? Я в общем-то тоже не разделяю культ "М.и М.", но моя версия этой книги - пожалуй, иная, чем у Вас. Хотел бы Вас послушать. 1 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121824#t121824 124384 P ggordeeva ggordeeva https://ggordeeva.livejournal.com 2007-04-21 07:45 am (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=124384#t124384 false 1 true Попробую - не убедить, куда там, но объяснить. Помните, Пушкин писал Вяземскому, утешая его в потере сына: представь себе судьбу огромной обезьяною; кто посадит ее на цепь? не я, не ты... То была речь о внеразумной силе - о судьбе, но ее можно было только претерпеть. Булгаков тоже вынужден был общаться с внеразумной силой - властью, государством, Сталиным, - претендующей определять собой всю - и разумную тоже - жизнь. Художник, желавший не бороться, а творить, он должен был увидать в этой силе красоту, добро и даже истину; иначе он вынужден отринуть ее и погибнуть. Это, собственно, и произошло, но сначала он рванулся изо всех творческих (к тому времени уже подточенных) сил. К Булгакову у меня претензий не может быть; он жизнью заплатил за попытку договора с дьяволом, о котором он, сын профессора духовной академии, знал, конечно, что тот - отец лжи, и все его дары превращаются в черепки и уголья. Мне жаль, что этот роман затмил все остальное, свободное от наваждения, творчество Михаила Афанасьевича. И что мало кто видит и чувствует его нравственную проблематичность. 2 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=121824#t121824 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=124384#t124384 126176 P pochep pochep https://pochep.livejournal.com 2007-04-21 04:22 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=126176#t126176 false 1 true Прошу прощения, но я все-таки не очень понял, как соотносятся Воланд (о нем ведь речь?) и людоедская власть. Воланд ведь не из большевиков? Он же сродни Мефистофелю из "Фауста", а не какому-нибудь мелкому красному бесу Швондеру, и он творит справедливость, воздает за грехи. Парадоксальным образом он симметричен с тем, кто в романе называет каждого, к кому обращается, "добрым человеком". Богословам тут есть от чего хмурится, но, повторю вопрос, в чем компромисс автора с властью? 3 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=124384#t124384 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=126176#t126176 127712 P ggordeeva ggordeeva https://ggordeeva.livejournal.com 2007-04-21 08:47 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127712#t127712 false 1 true Ну как же не компромисс? "Я знаю и убежден, что ты - абсолютное зло, но беру из твоих рук добро, потому что ты сделал так, что его больше неоткуда взять." Ведь это же происходит в романе? А читатели любуются всевластностью Воланда (который, конечно же, не большевик), не замечая, что его дары - отрава и гибель. Боюсь, что был расчет на именно такое восприятие того читателя, которого автору надо было обворожить. Игру с дьяволом, в каком он ни будь обличье, выиграть нельзя. Булгаков это понял. А мы, похоже, не очень.<br />А то, что в романе теперь видят только поверхностный слой - ведьмы, магия, колдовство и прочее, - раздражает, конечно, дополнительно. Но тут уж автор совсем не виноват. 4 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=126176#t126176 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127712#t127712 127968 P pochep pochep https://pochep.livejournal.com 2007-04-21 10:12 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127968#t127968 false 1 true Вашу точку зрения начинаю понемногу понимать. Но мне все же кажется, что Воланд в романе - в романе! - не дан как абсолютное зло, и там его дары не отрава и не гибель. Больше того, "знатный иностранец" там - единственная управа на сатанинскую власть, в которую с такой непринужденностью глумливо вписывается его свита. <br />Не продолжая спора, коротко выскажу одну свою давнюю мысль. Это сравнение двух замечательных писателей - Булгакова и Платонова. Мне кажется, для Платонова - идет ли речь о "Котловане", "Чевенгуре" или, положим, о "Москве" - советская власть была по преимуществу материалом, краской, которую он выдавливал из тюбика на палитру, чтобы писать свои прозрения, свою драму человеческого существования, свой завораживающий космос. И тем самым он ее преодолевал, лишал онтологической весомости. А Булгаков от советской власти никак не мог отрешиться, он как художник снова и снова возвращался к ней, выяснял с ней отношения. И кульминация этого спора - "Мастер и Маргарита", где в бой брошены одновременно Бог и Сатана (в цивилизованном обличье Мефистофеля). Это был последний, отчаянный аргумент художника, которому необходимо знать, что "рукописи не горят". Так мне кажется. 5 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127712#t127712 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127968#t127968 128224 P ggordeeva ggordeeva https://ggordeeva.livejournal.com 2007-04-22 09:19 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=128224#t128224 false 1 true На самом деле наши точки зрения вполне могут сосуществовать, тем более, что у Вас красиво изложено. У меня ситуация осложняется личным моментом: мне глубоко чужды народные упования на "доброго барина" ("вот приедет барин - повторяют хором"), на "знатного иностранца" (который, кстати, "играет услугами полулюдей" - ничего не напоминает?) или царя-батюшку. По мне, все эти персонажи сходны в одном - даже делая (в доступных им пределах) добро, они посягают на свободную волю человека. Это насилие, сколько б из него не произрастало добрых плодов. В остальном - Ваша правда. И про Булгакова, и про Платонова. Лев Алексеевич Шубин, всю жизнь собиравший да так и не успевший издать книгу о Платонове (это за него сделала его вдова, Леночка Полякова), как-то сказал, на меня глядя и меня слушая: все-таки женщины экстремисты. Он был прав. С тем и возьмите - что поделаешь... 6 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=127968#t127968 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=128224#t128224 128480 P pochep pochep https://pochep.livejournal.com 2007-04-22 09:38 pm (UTC) -00-00 12:00 am (UTC) Re: Вопрос, однако https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=128480#t128480 false 0 false С тем и беру. 7 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=128224#t128224 https://ggordeeva.livejournal.com/57824.html?thread=128480#t128480